Инженеры Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения предложили свой метод посадки на водную поверхность многоразовых космических кораблей самолетного типа.
Такие летательные аппараты взлетают на орбиту с помощью ракеты, а садятся за счет использования крыльев аналогично обычным авиалайнерам. Самые известные из них — это американские шаттлы и советский «Буран». Сейчас такие космические корабли не применяются. Однако их проектируют как за рубежом, так и в нашей стране.
Главные преимущество орбитального самолета— возможность многоразового использования и посадка в любой заданной точке. Однако для нее нельзя использовать обычные аэродромы — нужна особая взлетно-посадочная полоса, чтобы выдержать значительно более сильные нагрузки, чем возникают при приземлении обычных воздушных судов. Сооружение такой инфраструктуры требует больших финансовых затрат и на территории СНГ таких полос всего три.
Специалисты из Санкт-Петербурга вместо них предлагают использовать поверхность водоемов. Например, заливы или бухты, которых достаточно в любой точке Земли. Согласно их задумке, космический корабль, снижаясь, стыкуется со специальным экранопланом. Это устройство движется на небольшой высоте над поверхностью воды, создавая под собой воздушную подушку.
«Идея заключается в том, чтобы задать четырехмерную траекторию с учетом времени движения орбитального самолета относительно экраноплана. После того, как они сближаются, экраноплан захватывает самолет специальным манипулятором и осуществляет стыковку. Затем они вместе спускаются на воду»,
— сказал доцент кафедры аэрокосмических измерительно-вычислительных комплексов ГУАП Александр Княжский.
Как пояснили разработчики, их метод приземления также позволит не устанавливать на космический корабль шасси. Благодаря этому летательный аппарат сможет взять в космос на несколько тонн больше полезной нагрузки.
Источник: www.vest-news.ru