Сайт про космос и вселенную

Мкс Онлайн
МКС ОНЛАЙН
Шапка
NASA TV
[wpmegamenu menu_location="top"]

О проблемах радиосвязи и телевизионной связи в «доцифровую» эпоху в космической отрасли

Космонавт в полете не чувствует себя одиноким. Мало того, что он держит постоянную радиосвязь с Землей, он знает, что за каждым его движением, выражением лица тщательно следят на Земле. Это роднит его с планетой, которую он покинул.

В кабине космического корабля устанавливаются телепередатчики. Их несколько, они «осматривают» космонавта со всех сторон.

Специалистам по космической медицине мало тех данных, которые они получают по телеметрическим каналам. Они хотят наблюдать за общим состоянием космонавта. Ведь только по телевидению можно проследить, как движутся у космонавта руки и пальцы, координируется ли их движение.

Необходимость телевизионной установки в кабине корабля можно проиллюстрировать на таком несколько неожиданном примере.

Когда мы наблюдали за полетом Андрияна Николаева, на второй день заметили, что у него показалась борода. Затем она стала усиленно расти.

— Надо было бы Андрияну побриться в космосе! — сказал Главный Конструктор.

Но побриться Николаев не смог. Во время подготовки полета никому не пришло в голову, что в космос надо брать с собой бритвенный прибор.

Заметить бороду у Андрияна Николаева во время полета можно было, но специалистам полного удовлетворения эта телевизионная передача из космоса уже не дала. Захотелось ее сделать лучше, т. е. четче, яснее, с передачей большего количества мелких деталей и так далее.

В обычной, вещательной системе разложение кадра идет на 625 строк, а передача из космоса осуществлялась только на 400 строках. Это во-первых. Во-вторых, когда космонавт или предметы передвигались, они «пропадали» на экране телевизора. Появлялись туманные полосы. Дело в том, что освещенность в кабине во время передачи для космонавтов была велика, а для телевидения мала. Сказывалась и «инерционность» системы, т. е. сигналы от движущейся руки не «успевали» фиксировать телевизионные трубки и передавать их на Землю.

Во время полета А. Николаева и П. Поповича телевизионные сигналы из космоса не могли приниматься, например, непосредственно Московским телецентром, так как оттуда передавалось 10 кадров в секунду (обычное телевидение — 25 кадров в секунду). Совершенно очевидно, что в космических телевизионных системах аппаратура должна работать с частотой 25 кадров в секунду.

В августе 1962 года состоялся первый в истории человечества космический групповой полет. Это было начало «группового» освоения космоса. Без сомнения, оно будет продолжено. Космонавты во время такого полета должны видеть не только корабли друг друга, но и лица своих товарищей. Для этого надо безукоризненно точно направлять передающие и приемные антенны и на кораблях необходимо устанавливать мощные передатчики, так как нужно «перекрывать» большие расстояния. Это тоже довольно-таки сложная проблема, на сцену выступает основной «враг» космического телевидения — ограничение веса аппаратуры.

Возможно, что связь между космонавтами будет осуществляться не только непосредственно между кораблями, но и через Землю, как это ни парадоксально. Наземные станции станут связующим звеном между кораблями. Это поможет не только «облегчить» аппаратуру на кораблях, но и устанавливать телесвязь, когда непосредственно в космосе она будет затруднена. Но и этого теперь нам кажется уже мало. Мы считаем, что надо иметь с космонавтом двустороннюю телевизионную связь. Это особенно важно, когда длительность полетов значительно возрастет. Если космические полеты будут продолжаться несколько недель или месяцев, то появится необходимость поддерживать постоянную связь экипажей кораблей с Землей. Около 90 процентов информации, поступающей через органы чувств человека, идет через его глаза. «Лишить их работы» — неразумно. Единственный способ передавать такую информацию — это телевидение. На голубом экране, установленном в кабине корабля, космонавт сможет не только смотреть обычные телевизионные программы, но и увидеть лица родных и знакомых, получить специальные технические задания.

В настоящее время космонавт не видит снаружи свой корабль. А он должен видеть. Если ударит по корпусу метеоритная частичка, хоть и вреда она не принесет, человека будут мучить сомнения: «Удар я слышал, а вдруг что-нибудь случилось?»

В будущем несколько телевизионных камер будут «осматривать» корабль снаружи. Притом они хорошо выполнят и другую задачу, а именно: с их помощью космонавт сможет проводить астрономические наблюдения.

>