Единственный вариант достижения космического пространства – ракета. Но это пока. Множество альтернативных планов кружится в умах современных ученых и энтузиастов.

Центрифуги, лифты, пушки, воздушные шары… Все это может оказаться несбыточной мечтой, а может стать и привычным способом передвижения, уже для нынешнего поколения. Время, как говорится, покажет. Но давайте рассмотрим несколько перспективных разработок в этой области.

Космический поезд

Технология «Маглев», или поезд на магнитной подушке, разработана достаточно давно. К сожалению, из-за своей дороговизны, от нее временно отказались европейские страны. Однако, Китай, Япония, Южная Корея ее используют и совершенствуют. Инженер Джеймс Пауэлл, один из создателей этих поездов, совместно с доктором Джоржом Мейзом, в 2012 г предложили использовать систему для отправки пассажиров и грузов в космос. Проект называется StarTram.

Идея выглядит следующим образом. Строится труба, с проложенным внутри рельсом, до верхних слоев атмосферы. С земли она поддерживается железобетонным балками, или другими крепкими конструкциями. Поезд разгоняется по рельсу на магнитной подушке, после чего выбрасывается в космос, где и продолжает свое движение. Постепенно скорость падает, аппарат занимает свое место на орбите Земли, где и отлавливается адресатом. Ориентировочная стоимость грузового проекта – 20 миллиардов долларов. Время постройки – 10 лет. По расчетам, стоимость доставки 1 кг груза до МКС составит 50$, вместо 5-20 тысяч долларов, которые тратятся сейчас.

Имеется и вариант для доставки людей. Он в три раза дороже, и строиться будет дольше, но экономия все должна покрыть. Остается вопрос: а что делать с самими поездами? Оставлять на орбите, как мусор? Или в Индийском океане топить? Видимо, эти вопросы и сдерживают StarTram от воплощения.

Космический трамвай
Космический трамвай
Гипотетический космопорт космического трамвая

Космический лифт

НАСА считает, что он должен заменить, или, по крайней мере, снизить зависимость от ракет. Идея настолько привлекательна, что Китай и Япония планируют ее воплотить уже через 25-30 лет. Если все выйдет, как планируется, то доставка грузов в космос и обратно будет стоить буквально «копейки». Ну, или центы, если угодно. Остаются «небольшие» технические сложности.

В районе экватора нужно построить башню высотой в 50 километров. Потом соединить ее с космической станцией (или подходящим астероидом) электрическими кабелями. Дальше подвесить платформу с электромагнитными приводами, и «дело в шляпе». Лифт, двигающийся по кабелям со скоростью несколько тысяч километров в час, будет с легкостью решать все проблемы. Он, кстати, и будет доставлять на Землю огромное количество полезных ископаемых, которыми так богата Солнечная система.

Небесный трап

Помните, как Мюнхгаузен на Луну по стеблю забирался? Видимо, эта идея и вдохновила разработчиков. Впрочем, трап можно рассматривать, как один из вариантов лифта, которых, кстати, великое множество.

Закрепленный в космосе трос спускается в слои атмосферы. Этакий рыболовный крючок получается. С помощью летательного аппарата, вертолета там, или воздушного шара, к нему крепится груз, который и возносится в небеса. Сейчас ученые ломают головы, как организовать работу в обратном направлении. Ведь это не менее, а быть может, и более важно.

Небесный трап

Еще один проект, который носит название «Цикл запуска». Он напоминает «Космический поезд», который уже обсуждался. Только оба конца сооружения упираются в землю, а старт происходит с наивысшей точки. Представьте себе вагонетки, которые разгоняются вверх на «американских горках», но не продолжают движение вниз, по направляющей, а улетают в облака. Мысль кажется привлекательной, но всерьез не рассматривается. Пока…

Катапульта или праща

На самом деле, это скорее центрифуга, выбрасывающая аппарат со скоростью 4600 километров в час. НАСА уже тестировало подобные разработки, но отказалось из-за низкой надежности. Однако, Джонатан Яни, основатель стартапа «SpinLaunch», активно работает в этом направлении с 2014 года. Речь не идет о доставке астронавтов, но забрасывать малые спутники на орбиту он планирует сотнями. Пока проект продвигается сложно. Мешает сопротивление воздуха (кто бы сомневался). Но, Яни привлек, в общей сложности, порядка 30 миллионов долларов на свои разработки, и продолжает вести переговоры с заинтересованными фирмами.

Космическая Пушка

Ее изобретателем считается Джон Хантер. Впрочем, не желая становиться плагиатором в глазах общественности, он назвал свою фирму «Пусковая компания Жюля Верна». Разработки велись с 1992 года, и даже был протестирован 130-метровый прототип. Сама пушка должна иметь длину 1100 метра. Учитывая сложность установки такой конструкции на поверхности Земли, Хантер планировал разместить свое орудие под водой. Чтобы над поверхностью возвышалась лишь небольшая часть. Система быстрого запуска, а именно так назвал свое детище изобретатель, должна была обойтись в 500 миллионов долларов, и построена за 7 лет. Стоимость доставки полезного груза на орбиту, составила бы 113$ за килограмм.

Обратите внимание, что все идеи крутятся вокруг стоимости доставки грузов. Роберт Л. Форвард, американский физик и писатель, придумал проект транспортировки под названием «космический фонтан». Пол Берч с 1982г считается автором изобретения – «Орбитальное кольцо». Правда, работал он на основе предложений Николы Тесла, но все же.

Интересный проект самолета разрабатывают бразильцы. Судно «Парадоксаль» будет оснащено комбинированными двигателями: турбовентиляторными и ракетными. Такой аппарат будет способен преодолеть 1200 км менее чем за 3 часа, добираясь до стратосферы. Он позволит пассажирам наблюдать Землю из космоса, и даже, побывать в невесомости.

>