Космос онлайн

Бериев Георгий Михайлович. Краткая биография



Во времена Советского Союза над разработками гидросамолётов трудились выдающиеся авиаконструкторы. Заслуженное почётное место занял Георгий Михайлович Бериев - авиаконструктор, чьи самолеты марки Бе поражают неповторимостью. Бериев - прирожденный гений, создатель уникального класса самолетов, способных покорять небесные просторы и морские дали. Его жизнь была посвящена проектированию гидросамолётов. Именно под руководством Бериева российские инженеры впервые сконструировали "летающие лодки" -самолеты-амфибии, известные всему миру как самые лучшие.

 



Биография



В городе Тбилиси 13 февраля 1903 года, в семье обычного работяги Михаила Бериева и Екатерины Прохоровой, которая работала прачкой, появился мальчик - Георгий. Национальность-грузин. Первоначальная фамилия отца была Бериашвили. На тот момент, город Тифлис (Тбилиси) был полностью заселен русским народом, поэтому Михаил Соломонович русифицировал фамилию, чтобы не ощущать себя неловко среди людей.



Детство и юность



Георгию повезло учиться в младшей школе, куда определили его родители в 7 лет. Учебный процесс возглавляла энтузиастка народного образования, она следовала цели - дать ученикам знания выходящие за рамки школьной программы, устраивала всяческие экскурсии, чтобы расширить детский кругозор. Одна из таких поездок в город Батуми, запечатлелась ярким воспоминанием в памяти мальчика. Маленький Георгий был восхищен красотой Ботанического сада, покорен величественностью набережной города, где у причала стояли корабли. Тогда, увидев эти огромные сооружения, они показались ему чем-то необыкновенным. Неизгладимое впечатление оказало на Георгия увиденное впервые Чёрное море, его безразмерные просторы и высота черно-синих волн.

Полёт на аэроплане организованный российским летчиком Уточкиным - второе яркое событие в жизни мальчика. В ясное воскресенье, вся семья Бериевых пришла взглянуть на представленный самолёт. Под восторженные крики толпы, Георгий в возрасте 7 лет первый раз увидел настоящий самолёт. Именно в тот момент и зародилась в нем любовь к небу. Юноше из бедной семьи оставалось лишь мечтать о карьере пилота, но отец и мать сочли правильным собрать все сбережения и позволить сыну получить образование в Высшем Начальном училище в городе Тбилиси. Во время учебы Георгий показал большие способности в области технических дисциплин. Достижения в точных предметах помогли в 1919 году стать студентом факультета механики, в Тбилисском железнодорожном училище. Но завершить учебу не удалось. Гражданская война разбушевавшаяся в стране, заставила Георгия примкнуть к Красной Армии. На войну с бандитами на грузинской территории понадобилось 4 года.


Мечты о небе



После того, как восстановилась спокойная жизнь, служба в армии наскучила Георгию. Мечта быть ближе к небу и самолетам не оставляла Бериева. Георгия интересовала механика. Именно в то время он решил стать авиатором. Внезапно представилась возможность поступить в Егорьевскую пилотскую школу. Бериев Г.М. попытался попасть туда через ВЛКСМ. Но придя, выяснилось, что уже отправился другой претендент.

В 1924 году Бериев ушел из армии и решил продолжить обучение в Тбилисском политехе. Отучившись первый курс, продолжил учёбу в Ленинградском институте на факультете кораблестроения. Жизнь стала налаживаться и приближать его к мечте. Практика Георгию была назначена на заводе "Красный летчик". Там же, впервые в жизни, в возрасте 27 лет полетел в небо, но только рядом с пилотом.



Карьера



20-30-е годы, назывались веком гидроавиации. Данное направление стало популярным и в Советском Союзе. В 1928 году в СССР из Франции был направлен авиаконструктор Поль Решар, с командой коллег. К ним были приставлены молодые таланты советской инженерии. Георгию тоже посчастливилось работать рядом с Решаром. Сначала он выполнял функции расчетника, после занимался конструкцией узлов. В должности инженера-технолога Бериев принимал участие в доработке торпедоносца ТОМ -1 изготовленного полностью из металла.

За все пребывание в СССР Решар не сконструировал ничего существенного. Разбираться в сложившейся ситуации приехала проверка из Высокого начальства. На итоговое совещание был вызван Бериев Г.М. Ошибка француза заключалась в неумение сплотить коллектив, направить работу инженеров в правильное и единое русло. Контракт с Решаром был расторгнут. Бюро закрылось. Георгий запомнил этот урок на долгие годы. В ходе дальнейшей деятельности он неоднократно подчеркивал, что основной успех его жизни вовсе не самолёты, а сплоченный им кадровый состав, умеющий проектировать и производить такие великолепные летательные модели. Бериев всегда устанавливал наивысшую планку как перед собой, так и перед сотрудниками, создать новое, передовое, перспективное.

Благодаря совместной работе с Решаром Бериев получил ценный опыт в создании самолетов. Именно в то время он решил сконструировать летающую металлическую лодку с двигателем М-27, мощностью 909 л/с. С данным проектом Георгий Бериев поделился с Пауфером в просьбе разрешить начать работу. Ответ был положительный. Но получить дюралюминий не получилось, и Георгий Михайлович заменил его на дерево. Модель летающей лодки была готова. Но, мотор М-27 не прошёл тестирование и не был допущен к эксплуатации. Авиаконструктор решил оснастить своё детище мотором М-17, технические характеристики которого, уступали модели М-27. Самолёт с такой заменой мог не пройти испытание, но Бериев решил рискнуть.

В 1931 году машина была готова и отправлена на проверку в Севастополь. Летчик сидевший за штурвалом, совершив перелет, заверил Георгия, что машина великолепна. После успешного тестирования новый самолёт получивший название МБР-2, был готов и рекомендован к запуску. По своим эксплуатационным свойствам самолет был гораздо лучше поступивших к тому моменту сухопутных разведчиков Р-5.

Биография Бериева была идеальной, и после создания МБР-2 его отправили в командировку в Италию, Францию, США, Англию. Цель данной поездки заключалась в детальном ознакомлении с работой авиа строительных компаний и последних иностранных, технических конструкций. Вернувшись Бериев Г.М. приступил к работе в роли главного конструктора в авиационном деле в Таганроге. На новом месте работу начал с усовершенствования МБР-2, установил более современный двигатель и изменил внешние элементы. Модернизированная модель была названа МБР-2 БИС.

Работая в Таганроге конструктор никогда не забывал о несбывшейся мечте. Желание находиться за штурвалом не отпускало его. Найдя единомышленником, Бериев Георгий Михайлович открыл аэроклуб, власти выделили два самолёта марки У-2 на которых все желающие летать набирались опыта. Пройдя обучающие курсы и получив сертификат, Георгий смог самостоятельно полететь в небо уже как пилот. Он часто управлял проектированными им самолётами. Однажды у МБР-2 произошла поломка мотора, был сильный шторм, Бериев посадил самолёт на воду, устранил повреждение, самолет поднялся в высь и благополучно долетел до назначенного пункта. Конструктор на себе проверил надёжность своей первой летательной машины. Так осуществилась мечта детства.

Работа в период Второй мировой войны 

Успешная деятельность была прервана вторжением немцев. Война началась внезапно и проекты по созданию новых самолетов были приостановлены. Советский Союз принял атаку фашистов имея в наличии лишь деревянные МБР-2, которых было собрано 1200 единиц. Ими был выполнен существенный объём работ в боевых действиях над морями. МБР-2 участвовали в разведке, обнаруживали и уничтожали подлодки врага, сбрасывали на них бомбы. 

Бериева отправили в Омск для дальнейшей разработки серийного самолёта КОР-2, который был им создан ещё до войны с использованием зарубежного опыта, как КОР-1. Власть подгоняла по срокам, КОР-2 был необходим в качестве бомбардировщика. Данная летающая лодка-самолет производилась в единичных экземплярах. После Омска КБ перевели в Красноярск, где был создан самолет ЛЛ-143. Принять участие в военных действиях не успел, выпуск данной модели состоялся 1946-м.

После войны 

В 1946 году Бериев Г.М. вернулся в Таганрог и был назначен главой завода морского самолетостроения. Война показала, на сколько скудным было оснащение предприятий в СССР. Вся дальнейшая деятельность Бериева была направленна на разработки различных проектов самолетов и всевозможных модификаций. После окончания Второй Мировой Войны, создание самолётов перешло на другой, более современный уровень развития. КБ в Таганроге проектировало модернизированные модели летательных машин. Георгий Михайлович после знаменитого Бе-6 представил стране многофункциональный самолёт Бе-8. Далее был выпущен морской разведчик Бе-Р1, за ним следовал Бе-10 - любимец Бериева. Самолёт был оснащён крыльями в виде стрел и задействован в десятке рекордов мира. Военная индустрия развивалась по всему миру. Начали выпускаться атомные субмарины. Бериев создал Бе-12, который выслеживал, преследовал и уничтожал подлодки. Часто в своей работе он использовал знания приобретенные за рубежом. Созданные им самолёты долгое время использовались в целях вооружения, имели высокие эксплуатационные характеристики, что доказывалось множеством мировых рекордов.

Главным результатом трудовой занятости стали не только уникальные самолёты Бериева, но и открывшаяся школа по проектированию гидросамолётов и самолетов-амфибий.



Самолеты созданные Георгием Бериевым.



Бериев Г.М. разработал огромное количество уникальных самолётов следующих категорий: 

  • А;

  • Ан;

  • Бе;

  • КОР;

  • МБР;

  • МДР.



5 самых выдающихся самолетов-амфибий: 

  • морской разведчик МБР-2; 
  • корабельный разведчик КОР-1 (Бе-2); 
  • корабельный разведчик КОР-2 (Бе-4); 
  • многофункциональная летающая лодка Бе-6; 
  • гидросамолет с реактивным двигателем Бе-10. 

Награды 

 

  • 2 ордена Ленина (16.09.1945, 1953); 
  • 2 ордена " Трудового Красного Знамени"; 
  • медаль " За боевые заслуги"; 
  • медаль " За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945"; 
  • юбилейные медали; 
  • именное оружие (1953); 
  • Сталинская премия второй степени (1947) - за конструирование новой модели самолёта (Бе-6); 
  • Государственная премия СССР (1968) - за производство Бе-12.




Добавить комментарий