Сайт про космос и вселенную

Мкс Онлайн
МКС ОНЛАЙН
NASA TV

Космическая программа Аполлон-13

В 1960-х годах прошлого столетия в США была запущена космическая программа Apollo. Её основной целью была высадка человека на Луну. Эта цель была успешно достигнута 16 июля 1969 года, когда в рамках миссии Аполлон-11, первый человек — Нил Армстронг, ступил на поверхность спутника Земли. В ноябре того же года благодаря миссии Аполлон 12, состоялась вторая посадка. В апреле 1970 года была организована третья миссия — Аполлон 13, цель которой была такая же — высадиться на серебристый шар. К сожалению, эта миссия превратилась в борьбу за выживание трех астронавтов.

Аполлон-13 была третьей миссией, целью которой было приземлиться на Луну. Поэтому она воспринималось как стандартная. Опыт двух предыдущих был настолько велик, что НАСА не ожидало никаких проблем. С другой стороны, интерес общественности был не таким большим, как к предыдущим миссиям. Запуск ракеты «Saturn V», на которой должны были разместиться Джеймс Ловелл, Томас Маттингли и Фред Хейз, был запланирован на 11 апреля 1970 года. Однако незадолго до старта произошел инцидент, который чуть не привел к прекращению миссии. Во время испытаний врач, который заботился об экипаже, решил, что Маттингли заболел краснухой, и отстранил его от участия в проекте. Томаса Маттингли заменил Джон Свайгерт из резервного экипажа.

Экипаж в новом составе был не таким слаженным, но миссия была продолжена. 11 апреля 1970 года в 19:13 по UTC ракета-носитель «Saturn V» с астронавтами на борту взлетела со стартовой платформы LC-39A в Космическом центре им. Кеннеди во Флориде. При входе в атмосферу один из пусковых двигателей выключился раньше, чем планировалось. Поэтому оставшиеся двигатели должны были работать дольше, чтобы вывести корабль на соответствующую высоту. Этот инцидент, не представлял опасности для экипажа. Миссия проходила гладко до утра 13 апреля. Когда корабль находился на расстоянии около 320 000 км от земли, центр управления полётом дал указание экипажу Apollo 13 активировать смеситель в резервуарах с жидким кислородом.

Это была обычная процедура, которая обеспечивала правильное чтение показателей состояния кислорода в баках. Когда Свайгерт щелкнул переключатель, произошел взрыв, и в сервисном модуле включился сигнал тревоги. Первоначально и экипаж, и наземный центр управления подумали, что это было воздействие метеороида.

Однако вскоре поняли, что проблема более серьезная, потому, что из кислородных баллонов сервисного модуля стал вытекать кислород, а сам модуль начал терять мощность. Не зная масштабов ущерба, было решено прервать миссию. Чтобы не терять энергию, необходимую для возвращения на землю, астронавты получили команду отключить питание в служебном модуле и перейти в лунный модуль. Потеря управления, также не позволяла повернуть к земле. Корабль должен был облететь вокруг Луны и, таким образом, повернуть назад.

После взрыва на борту «Аполлона-13» началась борьба за жизнь астронавтов. Неизвестные причины взрыва и потеря контроля над сервисным модулем усилили риски. Никто в НАСА не знал, вернутся ли астронавты на Землю. Они боялись, что повреждена капсула, в которой экипаж должен был вернуться на землю. Со временем стали возникать другие проблемы. Спускаемый аппарат, в котором находились астронавты, не был приспособлен для размещения 3 человек. Фильтры углекислого газа в нем начали расходоваться быстрее, и стала нарастать его опасная концентрация. Хотя в сервисном модуле находились запасные фильтры, они имели другую конструкцию, и их нельзя было использовать непосредственно на посадочной платформе.

Специалисты из НАСА быстро подготовили и передали инструкции по изготовлению из подручных материалов специального адаптера, благодаря которому астронавты могли их использовать. Кроме проблемы с углекислым газом, было много других проблем. Управление поврежденным кораблем было очень трудным. Корабль нужно было сориентировать под прямым углом к входу в атмосферу. Из-за того, что Аполлон-13 не приземлился на Луну, и космонавты не собирали Лунные образцы, капсула была легче, чем ожидалось.

Необходимо было пересчитать все значения заново — и это была нелегкая задача, потому что компьютеры того времени были не такими мощными. К этому добавилась невыносимо низкая температура в кабине посадочной площадки. Потому, что для экономии энергии все было отключено. У астронавтов также было ограниченное количество воды, потому что система, которая во полёта производила ее из водорода, не функционировала. Несмотря на эти трудности, экипаж «Аполлона-13» перезапустил корабль и установил его под прямым углом, чтобы войти в атмосферу. В этом им очень помог Томас Маттингли. Он оставался в центре управления на Земле, чтобы проверить все возможные варианты и найти оптимальные решения для использования остаточной энергии в корабельных батареях. Краснухой он не заболел.

Аполлон 13 вернулся на землю 17 апреля в 13:15. Астронавтов подобрал экипаж корабля USS Iwo Jima. В то же время уже велось расследование с целью выяснения причин катастрофы. Необходимо было увидеть фотографии сервисного модуля, сделанные астронавтами.

Миссия Аполлон-13 считается самым счастливым провалом НАСА. Несмотря на многие невзгоды, астронавты были благополучно доставлены на землю. Миссия длилась 5 дней, 22 часа, 54 минуты и 41 секунду.

В ходе расследования было установлено, что причиной сбоя стало совпадение многих факторов. Основной причиной взрыва стало короткое замыкание электроустановки, вызванное разрушением изоляции в соединении питающего провода. Отказ произошел ещё на земле, задолго до полета, а из-за особенностей конструкции компонентов в этой части корабля, там не было установлено никаких датчиков температуры, которые могли бы сообщить о повреждении изоляции. Короткое замыкание, которое произошло при включении смесителя, привело к пожару и повреждению клапанов в резервуарах с жидким кислородом.

Газ, выделившийся в результате взрыва клапана, разорвал корпус сервисного модуля. Возможность увидеть последствия взрыва появилась после того, как капсула «Аполлона-13» была отсоединена от служебного модуля корабля. Затем астронавты сделали фотографии, документирующие огромный ущерб. После завершения миссии представители Grumman Aerospace Corporation предъявили счет НАСА … на сумму 312 421,24 доллара США за буксировку поврежденного корабля. В стоимость была включена скидка.

Хотя это была шутка, американец, ответственный за сервисный модуль, отказался оплачивать счет, потому что в предыдущих миссиях лунный модуль Grumman буксировался бесплатно.

Сразу после провала этой миссии фраза, прозвучавшая из уст Свайгерта, стала одной из самых известных в истории завоевания космоса: «Хьюстон, у нас проблема ». Это утверждение вошло в историю и сегодня используется в разговорной речи в различных ситуациях. Хотя миссия «Аполлон-13» не закончилась посадкой на Луну и в целом не увенчалась успехом, именно эта история была снята Голливудом, а не фильм о приземлении на Луну миссии Apollo 11.

Джеймс Ловелл
Джеймс Ловелл

Джеймс Ловелл — родился 25 марта 1928 года. Работал в НАСА с 17 сентября 1962 года по 1 марта 1973 года. Принимал участие в четырех миссиях, проведя в космосе 29 дней, 18 часов и 24 минуты.

Джон Свайгерт
Джон Свайгерт

Джон Свайгерт — родился 30 августа 1931 года. Умер 27 декабря 1982 года. Работал в НАСА с 4 апреля 1966 года по апрель 1973 года. Покинув агентство, он занялся бизнесом, а в 1982 году был избран в палату представителей Конгресса США. Умер от рака, прежде чем приступить к работе в Конгрессе. Участвовал в одной миссии, проведя в космосе 5 дней, 22 часа и 54 минуты.

Фред Хэйз
Фред Хэйз

Фред Хэйз — родился 14 ноября 1933 года. С 1959 года сотрудничал с НАСА в качестве экспериментального пилота. Работал в НАСА с 4 апреля 1966 года по июнь 1979 года. Он принял участие в одной миссии, проведя в космосе 5 дней, 22 часа и 54 минуты.

Томас Маттингли
Томас Маттингли

Томас Маттингли — родился 17 марта 1936 года. Он работал в НАСА с 4 апреля 1966 года по июнь 1985 года. Участвовал в 3 миссиях, проведя в космосе 21 день, 4 часа 33 минуты.

Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on facebook
Share on twitter
>