Представитель NASA на этой неделе сообщил, что SpaceX попытается перекачать топливо с одного орбитального корабля Starship на другой уже в марте следующего года. Это техническая веха, которая откроет путь к демонстрации беспилотной посадки корабля Starship на Луну.
Многое было сказано о потенциале Starship для преобразования коммерческой космической отрасли, но NASA также возлагает надежды на то, что корабль вернет людей на Луну в рамках программы Artemis. Космическое агентство заключило с компанией контракт на 4,05 миллиарда долларов на два корабля Starship, рассчитанных на людей, причем верхняя ступень (также называемая Starship) впервые со времен Apollo высадит астронавтов на поверхность Луны. Пилотируемая посадка в настоящее время запланирована на сентябрь 2026 года.
Кент Чойнацки, заместитель руководителя программы NASA Human Landing System (HLS), в интервью Spaceflight Now рассказал более подробно о том, как именно агентство работает с космической компанией, готовясь к этой критической миссии. Неудивительно, что NASA уделяет пристальное внимание испытательной кампании Starship, которая на данный момент зафиксировала пять запусков.
Компания SpaceX вошла в историю во время последнего испытания 13 октября, когда ей впервые удалось поймать сверхтяжелый ракетный ускоритель в воздухе с помощью «палочек для еды», прикрепленных к стартовой башне.
«Мы многому учимся каждый раз, когда происходит запуск», — сказал Хойнацки.
История работы Хойнацки включает многочисленные роли в программе Space Launch System (SLS), которая курирует разработку огромной ракеты с тем же названием, которую строит горстка традиционных ведущих специалистов в области аэрокосмической промышленности. Первая ракета SLS запустила миссию Artemis I в декабре 2023 года, а будущие ракеты будут запускать последующие миссии в рамках программы Artemis. Однако ни одна часть ракеты не подлежит повторному использованию, поэтому NASA тратит более 2 миллиардов долларов на каждую ракету-носитель.
Первые контракты по программе SLS были заключены более десяти лет назад по так называемой модели «издержки плюс», которая означает, что NASA платит базовую сумму плюс расходы. (Этот тип контракта подвергался жесткой критике за стимулирование длительных сроков разработки и высоких расходов.) Напротив, контракты HLS являются контрактами с «фиксированной ценой» — поэтому SpaceX получает единовременный платеж в размере 2,99 млрд долларов при условии достижения определенных контрольных показателей.