Шестое судно снабжения HTV-6 отбыло из живописного космодрома на о. Танегашима в пятницу, 9 декабря, и начало четырехдневное сближение с МКС. Бочкообразный корабль стартовал точно по расписанию в 13:26 по Гринвичу на борту ракетоносителя H-2B, специально предназначенного, чтобы доставлять тяжелые грузовые суда в космос.
Запуск стал первым после того, как потерпел фиаско «Прогресс МС» и упал на землю после нештатной ситуации, возникшей в двигательном модуле третьей ступени «Союз-У» 1 декабря. Японские грузовики HTV имеют прекрасную статистику в пяти предыдущих полетах, которые вообще начались в сентябре 2009 года.
Полет очень важен. Сроки следующих грузовых запусков еще не ясны из-за задержек при реализации двух программ – российской «Прогресс» и американской SpaceX – в связи с недавними нештатными ситуациями. Несмотря на потерю российского корабля на прошлой неделе, было решено не добавлять незапланированный груз в HTV-6.
Что везет?
Технический персонал разместил 4119 килограммов груза. Самый большой – шесть литий-ионных аккумуляторов, летящих в негерметичном грузовом трюме. Корабль также везет 1264 кг для экипажа, 663 кг инструментов и запасных частей, 420 кг оборудования и материалов для экспериментов, 28 кг российского оборудования, 600 литров пресной воды на шесть человек экипажа, а также другие средства.
Подготовка
H-2B переместили со сборочного ангара в пятницу, 2 декабря, на стартовую площадку №2. Поездка длиной в 500 метров заняла 30 минут и завершилась подключением мобильной пусковой платформы к наземной инфраструктуре, подающей электричество и компоненты ракетного топлива.
На 57-метровый ракетоноситель загрузили криогенный жидкий водород и жидкий кислород во время предстартового отсчета в пятницу, 9 сентября. В заключительные часы предстартового отсчета были проверены рулевые системы, поступление телеметрии и механизм самоликвидации.
Как проходил запуск
Два маршевых двигателя LE-7A включились за пять секунд до старта. Четыре твердотопливных ускорителя заработали при T-0, что позволило выработать 2,5 миллионах фунтов тяги и поднять пусковую установку со стартовой площадки. Спустя момент и H-2B направился по юго-восточной траектории в соответствии с курсом полета МКС.
Четыре дополнительных ускорителя выключились и отделились от первой ступени спустя две минуты. Аэродинамический обтекатель отошел при T+ 3 мин, 40 секунд. Первая ступень отключилась при Т + 5 мин, 47 секунд, далее последовало ее отделение, а семь секунд спустя включение силовой установки LE-5B, расположенный на второй ступени. Отработав восемь минут, она доставила грузовик на орбиту. Развертывание HTV-6 состоялось при T+ 15 мин, 11 секунд, именно с этого времени он начал свой четырехдневный рейс к МКС, который завершится автоматическим сближением и стыковкой во вторник, 13 декабря.
Стыковка
Командующий МКС Шэйн Кимброу и астронавт ЕКА Тома Песке с помощью роботизированной руки захватят грузовик, когда он окажется на 10 метров ниже комплекса. Далее его пристыкуют к док-порту модуля «Гармония», астронавты откроют люки и начнут извлекать грузы в его герметичном отсеке.
Основная цель полета
Шесть новых литий-ионных батарей, более легких и эффективных, заменят водородно-никелевые. Для этого будет задействован робот Dextre, который удалит 12 старых аккумуляторов из правой энергетической фермы S4. Робот установит шесть новых, а затем поместит девять из 12 старых батарей в грузовик HTV-6.
Астронавты выполнят два выхода в космос, запланированные на 6 и 13 января, чтобы три оставшиеся батареи сложить на специальный адаптер для длительного хранения вне станции. Это связано с тем, что на HTV-6 нет достаточно пространства для всех 12 аккумуляторов.
Полет предоставит первые шесть из 24 батарей. Устаревшие аккумуляторы уже давно исчерпали свой ресурс. После этого запуска 18 литий-ионных модулей будут доставлены на МКС во время следующих полетов HTV в 18, 19 и 20 гг. Новые аккумуляторы должны проработать 10 лет, что дольше, чем запланированный срок эксплуатации станции. Каждый новый модуль весит 250 кг и может аккумулировать столько энергии, как два нынешних водородно-никелевых.
Вторая задача
Грузовик отчалит от станции 20 января, но задержится еще на одну неделю в космосе, чтобы провести эксперимент, который позволит создать прибор по удалению мусора с орбиты. Когда HTV-6 удалится на безопасное расстояние, на его борт отошлют команду по разворачиванию 700-метрового троса, сделанного из тонких алюминиевых и стальных нитей.
Затем на трос будет подан ток. Эксперты по космическому мусору считают, что данный вариант может проложить путь к своду с орбиты отработавших ракетных ступеней и устаревших спутников, не расходуя ресурсы на запуск специальных уборщиков. Взаимодействие троса, по которому протекает ток, и магнитного поля Земли должно сгенерировать достаточно энергии, чтобы изменить орбиту мусора, что позволит ему быстрее сгореть в атмосфере.
Японские диспетчеры отсоединят трос через неделю, чтобы он препятствовал повторному вхождению HTV-6 в атмосферу, где он сгорит. Таким образом будет утилизировано нескольких тонн мусора с космической станции и устаревшие водородно-никелевые батареи.