Двадцатое столетие стало эпохой покорения космоса, благодаря чему человечество открыло для себя необыкновенные возможности. Однако, наряду с этим 20 век запомнился, как период ужасающих катастроф, произошедших как на космических просторах, так и на земле. Каждое из этих страшных происшествий унесло жизни многих отважных астронавтов.
В середине прошлого века самые светлые умы Советского Союза, под руководством С.И. Королёва, смогли сконструировать летательное средство, способное противостоять притяжению Земли и добраться до орбиты нашей планеты. Этот прорыв стал настоящей сенсацией и научном мире. Когда «Холодная война» была в разгаре, переоценить такое достижение СССР было просто нельзя.
Не желая как-либо отставать, Америка во всеуслышание заявила о своём намерении покорить Луну. Эта цель американцев дала мощный толчок для начавшейся гонке космических программ, в ходе которой гибли астронавты по обеим сторонам конфликта. Стремясь обогнать друг друга, невзирая на средства, США и СССР запускали в космос летательные аппараты, имевшие огромное количество недоработок, что оборачивалось жуткими катастрофами. Порой трагические события случались прямо на космодромах.
Союз-1
Гибель космонавта Владимира Комарова, во время крушения советского летательного средства «Союз-1», стала первым звеном целой цепочки ужасных катастроф, сопровождающих гонку космических технологий.
В 1967 году США официально заявила, что полностью закончила все работы над лунным модулем и подготовила всё для запуска его на Луну. В то время Советскому Союзу не было чем ответить американцам. Легко представить, в каких темпах началась работа над собственной техникой, которая должна была быть готова «ещё вчера». Предприятия и фабрики работали беспрерывно, а при испытаниях трёх прототипов «Союз» обнаружили более двух сотен серьёзных недоработок, но все они не были устранены и перешли в финальный вариант летательного аппарата.
Когда наступил день долгожданного запуска, все пребывали на взводе. Космонавтам же поставили следующие задачи:
- пилотировать «Союз-1» до земной орбиты;
- через день доставить на орбиту «Союз-2», управляемый тремя астронавтами и модулем для посадки на Луну;
- провести стыковку кораблей для слияния экипажей;
- поместить пилотов в лунный посадочный модуль и запустить на спутник Земли.
Изначально всё пошло не так, как планировалось. «Союз-1» сумел добраться до орбиты, но случились серьёзные проблемы с электропитанием из-за неисправности одной из солнечных батарей. Позже стало известно, что отказал один из важных датчиков. Это значило, что теперь корабль не сможет автоматически прокладывать маршрут и управлять им придётся вручную, что тоже в дальнейшем не вышло. Из-за неполадок ЦУП останавливает пуск «Союза-2» и приказывает предшественнику закончить миссию. Корабль сумел удачно преодолеть плотные атмосферные слои, но вышла из строя система парашютной посадки, из-за чего модуль рухнул на землю и сгорел в результате сильного взрыва. Комаров вошёл в историю, как первый погибший герой-космонавт.
Аполлон-1
Постигшая в том же году американцев катастрофа с «Аполлоном-1» практически полностью повторила печальную участь «Союза-1». Отличие лишь в том, что весь экипаж погиб ещё на земле, в ходе финального этапа запуска.
Экипаж, посланный на Луну правительством США, должен был выполнить такие задачи:
— осуществить запуск на околоземную орбиту командно-служебного модуля;
— провести испытания всех систем комплекса с кодовым названием «Сатурн-Аполлон»;
— наладить связь с наземными станциями для контроля и отслеживания аппарата.
Все подготовительные работы, как и в случае с печально известным «Союзом», велись в сильной спешке. Из-за этого возникало множество проблем и недочётов, про что Вирджил Гриссом, командующий экипажем, твердил не переставая. К сожалению, никто не прислушался к его словам.
В назначенное время экипаж занял места в капсуле, чтобы провести финальные тесты. Однако, выявилась неисправность со связью, про что Вирджил незамедлительно доложил, приоткрыв модуль. Некоторое время астронавты боролись с протекающим кислородным баком, после чего тест закончился. Когда пришло время покинуть капсулу, случилось замыкание электропроводки, что привело к возгоранию на борту. Загорелся чистый кислород, что повлекло критическое падение давления и герметизации модуля. В считанные секунды температура внутри преодолела отметку в 1000 градусов, а несчастные члены экипажа, оказавшись в ловушке, сгорели заживо. После этого инцидента программу испытаний свернули на полтора года.
Союз-11
После череды провалившихся миссий в космосе, в 1971 году Советский Союз переживает ещё одно трагическое событие, повлекшее гибель целого экипажа под руководством В.Пацаева, В.Волкова и Г.Добровольского.
Целью миссии была стыковка с орбитальной станцией «Салют», с последующим проведением ряда исследований. Космонавты сумели успешно достигнуть станции, но не смогли пристыковаться. Более 24 часов экипаж находился в своём модуле из-за случившегося задымления, требующего срочного устранения. Позже, когда большая часть испытаний и исследований подошла к завершению, на 11-й день случился пожар. Все работы были резко прекращены, а команде было приказано срочно возвращаться.
Когда космонавты вновь перебрались на борт «Союза», начал всё время мигать контрольный индикатор шлюза, сигнализирующий о неисправности люка. В ЦУПе посчитали, что просто индикация дала сбой и скомандовали запускать двигатели. Корабль направился в сторону Земли, но связь с командой резко прервалась. Парашюты раскрылись в автоматическом режиме, обеспечив мягкую посадку, вот только космонавты так её и не покинули. Из-за негерметично закрытого люка, весь экипаж погиб из-за декомпрессии. Люди могли бы уцелеть, надев скафандры, но места в модуле было так тесно, что три человека едва умещались в ней без костюмов.
Шаттл «Челленджер»
В январе 1986 года все американские граждане не отлипали от телеэкранов, на которых транслировался прямой эфир запуска в космос современного челнока типа Шаттл. Вещание велось со штата Флорида, где находились руководящие чины НАСА. В восьмидесятых случился настоящий бум космонавтики: один за другим челноки улетали в космос и успешно возвращались обратно. Не было места ни единой внештатной ситуации или трагедии. По этой причине руководство США решило больше не скрывать запуски, сделав публичным пуск очередного челнока, чтобы показать миру то, чего смогла добиться великая страна.
Шаттл был назван в честь парусника-первооткрывателя — «Челленджером», а на его борту, помимо членов экипажа, находился учительница одной из среднеобразовательных школ. Женщина должна была провести несколько уроков для учеников прямо с околоземной орбиты.
Чуть более, чем через минуту после взлёта произошла трагедия. Из-за развала колец-уплотнителей на стенках укорителя возникла дыра, что привело к попаданию реактивной струи в ёмкость с топливом и страшному взрыву. Часть экипажа сумела после него уцелеть, но позже всё равно погибла от сильнейшего удара кабины об поверхность воды при скорости более 330 км/ч.
Шаттл «Колумбия»
«Колумбия» стал последним шаттлом, отправившимся в космос. Как и в случае с «Челленджером», космическая катастрофа стоила жизни семи астронавтам. Трагедия случилась в 2003 году и после неё окончательно свернули программу управляемых челноков. Три оставшихся летательных аппарата, созданные в период 80-х-2000-х годов, были переданы в музей.
Космонавтика США стала переживать трудный период. Невзирая на множество противоречий, американские власти вынуждено согласились договориться с Россией о доставке американского космического экипажа на «Союзах» прямиком на орбитальную станцию. Как и с печально известным «Челленджером», катастрофа случилась из-за дыры в обшивке, образовавшейся во время старта корабля. Однако, шаттлу удалось взлететь, выполнить поставленные задачи и начать возвращение на Землю. Взорвался корабль уже в плотных атмосферных слоях.
Официальной причиной случившегося принято считать неисправность слоя теплоизоляции одного из крыльев. Также есть мнение, что технический персонал знал о неполадке ещё до взлёта «Колумбии», но предпочёл это скрыть.
Катастрофа на Байконуре
Катастрофы происходили не только при полётах в космос. Много аварий случилось прямо на космодромах во время испытаний или запусков летательных аппаратов. Причём происходили они в обеих странах-участниках космической гонки.
За шесть месяцев до полёта Юрия Гагарина случилась трагедия на Байконуре. По приказу Хрущёва программа освоения космоса была в разы ускорена. В этот период на космодроме проходили испытания ракеты «Р-16», которую ещё требовалось основательно доработать. Выбирать не приходилось и недочёты решили исправлять в ходе испытаний. Командовал всем маршал М.И.Неделин, возглавлявший ракетные войска СССР.
Находясь в 17 метрах от площадки для запуска, вместе с помощниками маршал ждал запуска. Один из двигателей незапланированно стартовал, что привело к пожару. Огонь распространился лавиной на 100 метров, уничтожая всё живое на пути, и унёс жизни 78 человек.
Катастрофа на космодроме Плесецк
Очередная детонация в топливном отсеке при старте беспилотного летательного аппарата случилась в марте 1980 года. 18 марте должен был пройти запуск ракеты «Восток» на плесецком космодроме. На финальных подготовительных этапах в модуль заливали топливо. Внезапное возгорание приключилось во время наполнения баков перекисью водорода. Всего за несколько секунд 300 тонн топлива были объяты пламенем, что привело к гибели 48 человек. Всю вину за произошедшее положили на погибший персонал, но спустя 15 лет выяснилось совершенно другое. Система фильтрации, через которую заливали перекись, была изготовлена из несоответствующих материалов, что и привело к воспламенению
Пожар в ракетной шахте Серси, Арканзас
Не обошла страшная участь стороной и космодромы США. Летом 1965 года, в ходе реконструкции ракетных шахт, в одной из них случилась утечка топлива, которая спровоцировала стихийный пожар. В нём расстались с жизнью 53 человека. Дело в том, что руководство приняло решение не извлекать из шахты ракету на период ремонта, лишь сняв её боеголовку. Из-за случайного повреждения трубопровода, разлилось всё топливо, что позволило не взорваться самой ракете.
Катастрофа на космодроме Алкантара
Бразилия в 2000-х годах решила любой ценой стать первой страной Латинской Америки, покорившей космос. Географическое положение располагало для этого и современный космодром Алкантара построили неподалёку от экватора. Первые две попытки запуска кораблей в космос оказались провальными и повлекли за собой смерти людей.
Третий по счёту запуск был назначен конец лета 2003 года. Во время подготовительных тестов, проводимых 22 августа, случился спонтанный пуск двигателей. Возникший пожар быстро добрался до цистерн с топливом и привёл к кошмарному взрыву. Он полностью уничтожил космический корабль, всю стартовую площадку и унёс жизнь 21 одного члена обслуживающего персонала. После трагедии вся космическая программа Бразилии была свёрнута, а истинная причина катастрофы на Алкантаре так и не были установлены.
Авария на китайском космодроме Сичан
Китай тоже пожелал присоединить себя к списку космических государств. Китайское руководство заключило необходимые договора о взаимном сотрудничестве с Америкой и Россией, после чего приступило к работе.
Зимой 1996 года должен был достигнуть орбиты спутник «Intelsat 708», созданный для связи силами китайских и американских партнёров. Сразу после старта начались проблемы: случился серьёзный крен ракеты, после чего она взорвалась. Обломки накрыли соседнюю деревушку, нанеся катастрофические разрушения. Причиной аварии признали неисправность электропроводки, но о количестве жертв информация туманная. Китайские власти заявили о гибели 6 человек, но американцы уверяют, что жертв было около сотни.
Все описанные катастрофы навсегда отпечатались в истории, как самые ужасные. Однако, их было значительно больше, просто масштабы разрушений и количество жертв были менее значимые для освещения в прессе.