Сайт про космос и вселенную

Мкс Онлайн
МКС ОНЛАЙН
Шапка
NASA TV
[wpmegamenu menu_location="top"]

Сколько стоит космическая катастрофа?

В ночь с 16 на 17 ноября 2020 года на космодроме Европейского космического агентства во Французской Гвиане ожидала запуска ракета-носитель Vega, принадлежащая оператору Arianespace. В его люке находился спутник Таранис. Его целью было изучение так называемых кратковременных световых явлений, то есть очень сильные разряды, происходящие высоко в атмосфере.

Запуск ракеты прошел нормально, но она разбилась, когда собирался запускаться двигатель четвертой ступени. Ракета потеряла мощность и упала, ее боевая нагрузка была уничтожена.

– «За одну секунду мы потеряли результат более 10 лет работы и возможность получения важных научных данных», — говорит проф. Ян Бленцки из CBK PAN, который был одним из главных исследователей миссии Таранис.

Финансовые потери были очень высоки — примерно 136 миллионов долларов США. Французское космическое агентство (CNES), стоявшее за проектом Таранис, решило, что спутник следует восстановить.

Кто может позволить себе политику отказа космической миссии?

Теоретически деньги можно было вернуть, если бы миссия была застрахована. Однако на практике это очень сложно. Годом ранее, в июле 2019 года, произошла первая катастрофа ракеты Vega. Вместе с ним были потеряны наблюдательные спутники Falcon Eye 1 и 2, принадлежащие вооруженным силам Объединенных Арабских Эмиратов и коммерческим заказчикам.

Ракета и ее груз застрахованы международной компанией Munich Re. 14 предыдущих рейсов Vega прошли без осложнений, поэтому стоимость полиса была невысокой. Страховая компания переживала это болезненно — в общей сложности ей пришлось выплатить около 370 миллионов евро. С тех пор практически никто не хочет страховать космическую отрасль.

— «Страхование спутников требуется не во всех юрисдикциях и странах. Страхование распространяется в первую очередь на коммерческие спутники, то есть спутники, приносящие доход. В остальных случаях так называемые принцип взаимного отказа, гласящий, что и поставщик транспортных услуг, и владелец груза отказываются от претензий к другой стороне в случае катастрофы», — поясняет Камил Музыка, соредактор сайта «Право и космос — Космическое право» «, Аспирант Института юридических наук Польской академии наук.

Освоение космоса — занятие крайне рискованное. Многое может пойти не так.

– «Проблемы могут возникнуть на стартовой площадке, в полете или на орбите. Имеются столкновения, потеря управления ракетой или спутником на орбите. Таким образом, принцип взаимного отказа имеет свое оправдание: мы знаем риск и принимаем его», — объясняет Джон Холл, бывший директор юридического отдела НАСА, в настоящее время связанного с Польским космическим агентством.

Космический полет рискует потерять до 10 миллиардов долларов

Этот риск может иметь огромные финансовые масштабы. Такое может случиться и с долгожданным космическим телескопом Джеймса Уэбба, который будет запущен в октябре. Работа над аппаратом для замены заслуженного и изношенного Хаббла началась в 1996 году. В них принимают участие большие команды ученых и инженеров из НАСА, Европейского космического агентства (ЕКА) и Канадского космического агентства. Эти три организации разделяют расходы предприятия на 10 миллиардов долларов.
Телескоп будет выведен на орбиту ракетой-носителем ЕКА Ariane 5.

Что произойдет, когда он потерпит неудачу и миссия на миллиард долларов завершится, как вышеупомянутый Таранис?

«Вообще ничего», — говорит Джон Холл. – «Конечно, весь мир будет оплакивать великий проект. Все осуществляется на основе взаимного отказа, что означает, что центры, участвующие в проекте, отказываются от любой возможной компенсации. Есть одно исключение из этого, когда речь идет о потере здоровья или жизни людей», — добавляет юрист.

«В такой ситуации потерпевшая сторона или его родственники имеют право потребовать компенсацию от всех сторон, участвующих в проекте. К тому же не имеет значения, где подан иск. — Космический телескоп Джеймса Уэбба — это проект американцев, европейцев и канадцев, но ракета будет взлетать с космодрома во Французской Гвиане».

«Если человек получил травму во время взлета, он может подать заявление о компенсации в США, Канаде или любом государстве-члене ЕС. Все организации, участвующие в строительстве телескопа, будут рассматриваться судом как одна неделимая сторона и будут нести полную ответственность», объясняет Джон Холл.

Космические миссии учатся на дорогих ошибках

Два года назад в Конгрессе США обсуждалось, следует ли изменить закон, чтобы сделать страхование ракет и их грузов необходимым. Политики были обеспокоены серией катастроф, включая потерю корабля снабжения SpaceX Dragon Илона Маска. Аппарат взорвался через две минуты после взлета, и в его трюме оказалось припасов на общую сумму 112 миллионов долларов, необходимых астронавтам на Международной космической станции. Сотрудничество Илона Маска с НАСА висело на волоске, но дискуссии политиков не привели к изменениям в законе.

Кажется, что неудачи в космической отрасли неизбежны, и конструкторам и инженерам просто необходимо учиться на них. Это то, что делает SpaceX, чьи впечатляющие сбои случаются довольно часто. В декабре Starship потерпел крушение, подготовленный для нужд марсианских миссий. Потеряно 216 миллионов долларов, но компания не отказывается от совершенствования технологии. Другого пути развития нет.

— «Мы проделали большую работу по подготовке инструментов для миссии Таранис. Однако с инженерной точки зрения можно говорить об успехе. Сотрудничество с выдающимися инженерами из CNES открыло CBK PAN современным тенденциям в разработке электроники, используемой для исследования космоса.

Опыт, новые навыки и контакты, которые мы установили во время работы над Таранисом, бесценны», — говорит д-р. Роман Ваврзашек из CBK PAN.

>