Сайт про космос и вселенную

Мкс Онлайн
МКС ОНЛАЙН
NASA TV
[wpmegamenu menu_location="top"]

Трагедии под звездами

Профессия космонавта, или астронавта, как принято на Западе, тяжела и рискованна. И путь они чаще многих других греются в лучах славы, это вполне заслуженно. И напоминанием об их не простой работе служит скорбный список тех, для кого путь к звездам окончился трагически.

1961. Валентин Бондаренко.

Так случилось, что первая трагедия среди космонавтов произошла на Земле. Еще на стадии подготовки первого отряда. Человек еще не вышел в космос, а жертвы уже начались. Увы, всего не предусмотришь.

В тот день, 23 марта 1961 года, Валентин заканчивал очередную тренировку в сурдобарокамере продолжительностью 10 дней. В этой изолированной от внешнего мира камере был почти чистый кислород, но при пониженном давлении. В время снятия датчиков молодой кандидат в космонавты протер то место на теле ваткой, смоченной в спирте. По оплошности он выбросил ее, не глядя куда.

Ватка упала на раскаленную электроплитку и вспыхнула. В перенасыщенной кислородом атмосфере это было катастрофой. Пламя моментально охватило все, что только может гореть, в том числе и одежду Бондаренко. Люк камеры открыть удалось не сразу, необходимо было выровнять давление. Но когда это сделали, было уже поздно.

Валентин скончался в больнице через 8 часов. Все это время врачи боролись за его жизнь, но ожоги были слишком страшными и обширными. Медицина оказалась бессильна. Провели возле койки все это время и друзья-космонавты. А через 19 дней первый человек полетел в космос, успешно и триумфально.

27 января 1967 года. Аполлон 1.

Уступая Советскому Союзу в космической гонке, США готовили беспрецедентный шаг: полет на Луну. В рамках этого проекта на стартовом комплексе готовили к полету “Аполлон 1”. Три астронавта: В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи, проводили последние проверки и испытания. До планируемого старта оставалось меньше месяца.

В целях экономии и для упрощения конструкции корабля и скафандров планировалось держать давление внутри примерно в три раза ниже обычного из чистого кислорода. Но это в космосе, а на Земле такое невозможно из-за наличия своего давления у атмосферы. Но состав остался прежний. Только кислород при немного избыточном давлении.

Точную причину пожара так и не выяснили. В какой-то момент все вспыхнуло, и кабина корабля превратилась в страшную печь. Из-за сложной конструкции двери астронавты не смогли ее быстро открыть. Все трое погибли. Их убило отравление за 14 секунд. Космос продолжал собирать жертвы.

24 апреля 1967 года. Владимир Комаров.

Корабль “Союз-1” был первым в своей серии. Аппарат был, откровенно говоря, довольно сырым. Тем не менее после отказа от “Востока” СССР торопился, как никак США вовсю наступали на пятки. И было решено начать использовать этот новый корабль.

Стартовал “Союз-1” 23 апреля 1967 года. С самого начала он стал доставлять проблемы: не раскрылась одна из панелей солнечных батарей. Все попытки исправить положение не принесли успеха. Миссия оказалась сорванной. Было решено досрочно прервать полет и вернуть корабль на Землю.

Аппарат успешно произвел торможение и сошел с орбиты. Спуск и вхождение в атмосферу также прошли без проблем. Но увы, всего одна неисправность все перечеркнула. В положенное время вышел вытяжной парашют. Он должен был вытянуть основной, но этого не произошло. Автоматически вышедший запасной спутался с вытяжным, и аппарат продолжил неуправляемое падение.

Спускаемый аппарат ударился о землю со скоростью примерно 50 метров в секунду. Космонавт погиб сразу. А причину неудачи толком не выяснили. Возможно, это был дефект конструкции, а еще была версия, что на заводе нарушили технологию, что и привело к трагической гибели Владимира Комарова.

6 июня 1971 года. Союз 11.

Уверенность в надежности техники росла и расслабляла. С некоторого времени космонавты стали летать без скафандров во время взлета и посадки. И однажды судьба преподнесла жестокий урок, наказав за беспечность. После этого при взлете и посадке теперь всегда космонавты и астронавты одевают скафандры.

В состав экипажа “Салют-11” входили: командир Георгий Добровольский, бортинженер Владислав Волков и инженер-исследователь Виктор Пацаев. Полет прошел нормально, хотя и не без приключений. Как бы то ни было, в назначенное время были включены тормозные двигатели, и корабль сошел с орбиты.

Когда отсеки разделились, прервалась связь с экипажем. И это нормально, так и должно и быть. Но когда через 15 минут раскрылся парашют, связь не возобновилась. И это было уже очень плохо. Спускаемы аппарат плавно опустился на землю. Когда его открыли, внутри был уже мертвый экипаж. Никого откачать не смогли.

Как потом выяснилось, на высоте 150 километров сработал клапан. Он должен сработать почти перед касанием земли для выравнивания давления в аппарате и окружающей атмосфере, но открылся еще в космосе. Менее чем за две минуты давление в капсуле упало почти до нуля. Это и убило троих космонавтов. Они пытались спасти ситуацию, но не успели.

Причина этой трагедии также осталась точно неизвестна. Возможно, заводской брак, но в это небыли уверены. В конце концов решили, что это крайне маловероятное стечение обстоятельств. Но выводы были сделаны.

28 января 1986 года. Челленджер.

Американская программа Спей Шаттл была верхом конструкторской мысли. Они опередили свое время и казались самим совершенством. Но огрехи можно найти во всем, даже в самом лучшем и надежном.

Старт многоразового корабля состоялся 28 августа 1986 года. Система очень сложная, с применением двух боковых ускорителей, создающих основную тягу при взлете. Они собирались из нескольких сегментов, стыки уплотнялись. Это сочленение никогда не считали надежным, но это старательно умалчивалось и игнорировалось.

Сразу после запуска двигателей у правого ускорителя в районе крепления его к топливному баку появилась утечка. Но она была локализована окалиной, которая временно закупорила щель. Но примерно через минуту после старта корабль испытал сильный удар бокового ветра, и пробка вылетела. Сноп огня вырвался наружу.

Дальше все развивалось стремительно и губительно. Пламя прожгло бак с жидким водородом, а затем и нижнее крепление ускорителя. Верхняя часть его пробила бак с кислородом. Компоненты вырвались наружу и взорвались. Но ускорители еще продолжали работать и были сцеплены с кораблем. Резко потеряв массу, корабль был буквально разорван на части.

Герметичная кабина продолжила свой свободный полет и ударилась о гладь океана. Запредельные перегрузки этого удара и убили экипаж. До столкновения с водой по крайней мере некоторые члены экипажа были еще живы. Так один небольшой умалчиваемый недостаток стал причиной страшной катастрофы.

1 февраля 2003 года. Колумбия.

Шаттл “Колумбия” был родственен с “Челленджером”. Его очередной полет начался 16 января 2003 года. Все шло штатно, без проблем. Но как потом выяснилось, все уже было предначертано. Именно во время взлета от обшивки топливного бака откололся кусок изоляции и ударил по левому крылу корабля.

Инцидент был замечен, но ему не придали должного внимания. Подобное случалось и ранее и не приводило к жутким последствиям. Но не в этот раз. Проводимые потом испытания показали, что такой удар приводит к образованию пробоины размером до 25 сантиметров. Но тогда об этом еще никто не знал.

1 февраля шаттл стал возвращаться на Землю и вошел в плотные слои атмосферы. Трение о воздух раскаляло корабль все сильнее, что происходит всегда. И менее чем через 10 минут левое крыло стало разваливаться на куски. Стали пропадать показания датчиков, сначала гидравлической системы, затем и с шасси.

Еще через 5 минут связь с кораблем оборвалась, но это посчитали не пугающим. А шаттл к этому времени уже сам распадался на части. И лишь еще через 10 минут в ЦУП узнали, что один из телеканалов показывает в прямом эфире катастрофу их корабля. И только тогда объявили тревогу, когда спасать было уже некого.

На Луне, на сером реголите, лежит маленькая алюминиевая статуэтка космонавта. Это памятник всем, кто погиб, стремясь к звездам. Они отдали свои жизни за то, что бы далекие светила стали чуть ближе. И очень хочется, чтобы этот скорбный список больше не рос.

>